ГБОУ "ЛИЦЕЙ № 4 Г.О. ГОРЛОВКА"
город Горловка, Донецкая Народная Республика
  • Проявления дезадаптации у детей в период привыкания к новым условиям

    Школьная дезадаптация — это неприспособленность ребёнка к школьной жизни. Она негативно влияет на успеваемость, отношения с окружающими, психику и физическое здоровье.
    Проявления дезадаптации у детей в период привыкания к новым условиям.

    Типичный пример дезадаптации в школе — «синдром первоклассника». Ребёнок привык к домашнему укладу жизни, когда можно было спать днём, играть сколько хочется, а взрослые во всём помогали. Но вот он попадает в школу, где действует жёсткий распорядок дня, учителя требуют дисциплины и ставят оценки, и даже дома приходится учиться.

    ‍Если ребёнок не был подготовлен к изменениям, он переживает шок. Обычно на таких детей просто вешают ярлык «трудный» и относятся соответственно. Но проблемы можно решить, если вовремя распознать причину и принять меры.

    Как выявить школьную дезадаптацию

    Вот несколько типичных признаков:

    Повышенная утомляемость. Ребёнок жалуется на усталость при малейших нагрузках, не проявляет инициативы на уроках.

    • Рассеянное внимание. Школьник не может долго усидеть на уроке, постоянно отвлекается
    • Измождённое состояние. Бледность, нездоровый румянец, опухшие веки, синева под глазами и над верхней губой. Возможны головокружения, кровотечение из носа и даже обмороки.
    • Проблемы с общением. Ребёнок ведёт себя замкнуто, старается быть незаметным
    • Проблемы с дисциплиной.
    • Повышенная тревожность. Школьник боится отвечать на уроках, сомневается в себе, паникует, совершает навязчивые движения.

    Причины дезадаптации ребёнка в школе

    Дезадаптация может возникнуть в любые переходные периоды: при поступлении в школу, переходе из начальной школы в среднюю, смене школы или учителя, на фоне проблем в семье

    ‍Обычно к дезадаптации приводят сразу несколько причин. Вот лишь некоторые из возможных:

    • Мало информации. Ребёнок не представляет, что ждёт его в будущем, и теряется, когда оно наступает.
    • Педагогическая запущенность. Если у ребёнка недостаточно развиты внимание, память и интеллект, ему сложно сориентироваться в новых условиях.
    • Пробелы в знаниях. Если школьник долго не посещал школу и пропустил несколько важных тем, вернуться в привычный ритм будет трудно.
    • Индивидуальные особенности психики. Гипервозбудимость, излишняя впечатлительность, фобии — всё это препятствует адаптации в школе.
    • Недостаток внимания. Если дома ребёнок предоставлен сам себе, он не учится контролировать поведение и не может подстроиться под школьные правила.
    • Гиперопека, напротив, купирует волю ребёнка — он не может принимать самостоятельные решения, которых требует школьная жизнь.
    • Перфекционизм. Попытки соответствовать завышенным ожиданиям взрослых приводят ребёнка к эмоциональному выгоранию и, как следствие, дезадаптации.

    Последствия дезадаптации в школе

    Доктор медицинских наук, психиатр В.Е. Каган выделил три уровня развития школьной дезадаптации:

    I. Поведенческий

    Оказавшись в некомфортной обстановке, ребёнок испытывает проблемы с вниманием и усидчивостью, у него повышается раздражительность и утомляемость, резко меняется настроение.

    На ранней стадии эти проблемы возникают только в стрессовой ситуации, в привычной обстановке ребёнок ведёт себя как обычно. Если найти и устранить причину, неприятные симптомы пропадут.

    II. Психологический

    Если ребёнок не получает помощи, его психика начинает защищаться. Он становится нелюдимым, отказывается выполнять требования учителя, агрессивно ведёт себя с окружающими. Попытки призвать ученика к порядку наказаниями и скандалами лишь усугубляют ситуацию.

    ‍Все проблемы первого уровня выражаются ещё ярче и становятся постоянными. Нарушения сна перерастают в бессонницу, пропадает аппетит. Ребёнок замыкается в себе не только в школе, но и дома.

    Всё это говорит о том, что ребёнку срочно требуется психологическая помощь.

    III. Физиологический

    Если ребёнок так и не получает поддержки, он окончательно теряет контроль над собой: провоцирует на конфликт всех вокруг, совершает асоциальные и саморазрушительные поступки.  

    Хронические неврозы подрывают физическое здоровье ребёнка: начинаются мигрени, расстройства пищеварительной и эндокринной систем, возможны осложнения на сердце и сосуды.

    Коррекция школьной дезадаптации

    Каждый случай требует индивидуального решения. В любом случае проблему можно решить только совместными действиями психолога, учителя и родителей.

    ‍Прежде всего, ребёнок нуждается в квалифицированной психологической поддержке. Специалист выяснит причины дезадаптации, оценит психофизическое состояние школьника и примет соответствующие меры.

    ‍‍Учителя также должны помочь школьнику адаптироваться: поддерживать доброжелательную атмосферу на уроках и относиться к проблемам ребёнка с пониманием.

    ‍Но любые психолого-педагогические меры будут неэффективны без участия родителей. Важно выстраивать с ребёнком доверительные отношения, проявлять участие, подбадривать его и хвалить за успехи.

    Не стоит ругать ребёнка за плохие оценки или за то, что он не может найти общий язык с учителями. Любую критику нужно подавать деликатно и конструктивно — не просто указывать на недостатки, а подсказывать методы решения проблем.

    ‍Постарайтесь найти общее увлечение для всей семьи, которое поможет ребёнку абстрагироваться от школьных неприятностей и с удовольствием проводить время с близкими.

    Профилактика дезадаптации в школе

    Вот несколько советов, которые помогут ребёнку избежать проблем со школьной адаптацией.

    Совет 1: Не спешите

    Обычно готовность к учёбе формируется в 7–8 лет. Не стоит отдавать ребёнка в школу раньше — позвольте ему подольше побыть ребёнком.

    Совет 2: Развивайтесь, играя

    Чтобы ребёнок быстрее включился в учебный процесс, тренируйте память и внимание, развивайте логическое мышление. По ссылкам вы найдёте много способов, как делать это весело.

    Совет 3: Готовьтесь к школе

    Речь не только о том, чтобы научиться читать и считать до поступления. Подробно расскажите ребёнку, что ждёт его в школе, и почему учиться — здорово. Играйте в школу, имитируйте разные ситуации, которые могут там возникнуть. А свой негативный опыт лучше держать при себе: он точно не поможет ребёнку адаптироваться.

    Совет 4: Советуйтесь с психологом

    При возникновении каких-либо трудностей не стесняйтесь обратиться к специалисту. Он поможет выявить проблему на ранней стадии и решить её.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie